Сергей Анатольевич Бурьянов, преподаватель Юридического Института Педагогического Университета, кандидат юридических наук, ведущий сотрудник Института Свободы Совести, разработал основные понятия и определения современного научного представления светского государства, как мировоззренчески нейтрального, основанного на практической реализации принципа свободы совести, закрепленного в Конституции РФ.

Вопросы о светскости, религиозности, свободе совести разобраны им, совместно с С.Алейниковой в книге «Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально»

"Правовое понятие и содержание принципа светскости государства формировалось длительный период и продолжается сегодня. Кроме того, требуют решения многочисленные проблемы соотношения принципа светскости государства со смежными понятиями: отношения государства с религиозными объединениями, государственная религиозная политика и пр.

Можно выделить три основных научных подхода к пониманию светского государства:

1) антирелигиозное;

2) нерелигиозное (секулярное);

3) мировоззренчески нейтральное.

При этом первые два подхода противопоставляют науку и религию, знания и веру, «верующих» и «неверующих», а значит, не соответствуют требованиям современной юридической техники и являются юридически некорректными применительно к светскости государства. Как показывает практика, эти подходы в принципе не могут быть гарантией реализации свободы совести, как свободы мировоззренческого выбора, а значит мира исогласия в обществе.

Как я неоднократно отмечал в своих научных работах, с правовой точки зрения максимально корректным представляется определение светского государства как мировоззренчески нейтрального, безоценочного, то есть не отдающего предпочтения вообще никакому мировоззрению и обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора при условии соблюдения закона. Иными словами, светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, прежде всего в силу ее юридической неопределяемости. А если она не определяется, то не может регулироваться нормами, которые устанавливает государство. Иначе произвол, нарушения прав человека и конфликты неизбежны. Что, к сожалению, можно наблюдать во всем мире" (С.А.Бурьянов "Что такое светское государство и надо ли за него бороться")

***

Книга 2020 года "Международное признание права на свободу совести и проблемы его имплементации в Российской Федерации в условиях современных глобальных процессов" посвящена проблеме реализации принципов свободы совести и светскости в международном праве и глобальной политической организации человечества, как единого юридического субъекта.

В монографии исследуются различные исторические и современные правовые системы с точки зрения развития человеческой цивилизации и делается вывод о необходимости международного признания права на свободу совести как основополагающего принципа формирования справедливого светского государства и устойчивого развития всего человечества на этой правовой основе.

"Крайне серьезным препятствием на пути международной солидарностии формирования правовых условий перехода к устойчивому управляемомуразвитию являются этноконфессинальные барьеры, подпитываемые нарушениями права на свободу совести, коррупцией в отношениях государства и религиозных объединений, мировоззренчески мотивированной нетерпимостью,ксенофобскими стереотипами и социальными установками.В «Докладе о человеческом развитии 2016», подготовленным Отделом поподготовке Доклада о человеческом развитии (ОДЧР) Программы развитияОрганизации Объединенных Наций (ПРООН), говорится о тесной взаимосвязи человеческого развития и возможности полной реализации жизненного потенциала каждого человека на национальном и глобальном уровнях. Таким образом, центром концепции человеческого развития выступает расширение свобод для каждого без дискриминации, воплощаемое в правах человека, являющимися «краеугольным камнем человеческого развития, его фундаментом». Особо отмечено, что «каждый индивид заслуживает того, чтобы обладать альтернативами выбора между различными идентичностями, обладающими для него ценностью."

Работы С.А.Бурьянова и его коллег рекомендуются в качестве учебных пособий по дисциплинам«Международное право», «Конституционное право», «Образовательное право», «Обществознание»,«Права человека», «Правовые основы толерантности», «Свобода совести».